Копии, подделки и стилизация. Часть 2я

21.09.2023

С начала 1950х годов интерес к традиционным индийским украшениям вырос до такой степени, что без преувеличения можно сказать, что небольшая армия людей, сначала только иностранцев, а теперь и индийцев, находится в походе, собирая их. Продавцы быстро поняли, что эти востребованные предметы, чью ценность как произведений искусства они ранее игнорировали, следует сохранить, хотя бы по той причине, что их продажа приносит большую прибыль, чем простое восстановление их ценности как драгоценного металла. Коллекционирование индийских традиционных ювелирных изделий стало всемирным явлением, и сегодня люди с достаточными экономическими ресурсами с готовностью платят высокие цены за хорошие образцы.

Часто кажется, что художественные ресурсы Индии безграничны, если судить по регулярности, с которой предметы из Индии появляются на мировых арт-рынках. Хотя традиционные индийские украшения продолжают появляться на свет, в последнее время можно услышать фразу "не так, как раньше". Поскольку спрос и число покупателей продолжают расти, дилерам приходится прилагать больше усилий, чтобы найти их. Следуя древнему обычаю, индийцы до сих пор продают свои украшения из драгоценных металлов, чтобы обеспечить себе выживание, когда возникает необходимость - практика, которая всегда была одной из их важных функций в качестве легко конвертируемого богатства.

Тем не менее, предложение, способное удовлетворить спрос коллекционеров, сокращается.

В результате, возможно, за последние двадцать лет развилась совершенно новая отрасль производства новых копий некоторых видов традиционных ювелирных изделий, которые, как считается, подходят для использования за рубежом или желательны для коллекционеров. Еще одной разработкой является совершенно новая линейка украшений в нетрадиционном стиле, особенно серег, изготовленных индийцами, знакомыми со вкусом и требованиями жителей Запада.

Область репродукций, предназначенных для экспорта, можно разделить на две основные категории. Одной из них является рынок антиквариата, который снабжает туристов и внешнюю торговлю разнообразными относительно недорогими изделиями из серебра, белого металла, которые могут напоминать предметы, используемые в реальной жизни в Индии. К этой группе относятся изделия, изготовленные для обеспечения весьма популярного западного рынка модных украшений. На этом рынке сформировался западный стиль бижутерии, который в значительной степени опирается на мистику, связанную с этническим орнаментом. Индийские ювелиры, которые производят новые компоненты для этого ремесла, делают это традиционными методами работы, которые придают результатам определенную аутентичность, особенно в случае амулетов из листового металла, которые изготавливались и до сих пор изготавливаются с помощью штамповок, часто используя старые, выброшенные из обращения, которые легко доступны.

Другой темной и непостижимой категорией предметов в индийском ювелирном мире являются "подделки", то есть современные ювелирные изделия, изготовленные из золота или серебра в традиционном стиле и часто продаваемые как антикварные, или ювелирные изделия совершенно нового, нетрадиционного дизайна, в которых используются традиционные методы изготовления и декора. Цель таких изделий - намеренно ввести в заблуждение неосторожного покупателя, обычно иностранца относительно их подлинности и возраста.

В случае аутентичных традиционных дизайнов оригиналы либо быстро устаревают, потому что они больше не по карману индийцам, которые их использовали, и поэтому выходят из моды, либо, подобно вымершему виду, они уже полностью исчезли.

Недобросовестные торговцы нанимают ювелиров и серебряных дел мастеров для воссоздания или создания таких предметов, и во многих случаях они продаются как "антиквариат". Рассматривая эти работы объективно, следует признать, что они, как правило, являются достойными восхищения достижениями в ювелирном деле и как таковые доказывают преемственность традиционного ювелирного мастерства. В то время как большинство из этих предметов в достаточной мере соответствуют традиционным прототипам и точны в деталях, другие включают изменения, такие как переставленные элементы орнамента. В некоторых случаях традиционные дизайны изготавливаются по заказу в беспрецедентных размерах, следуя принципу "чем больше, тем лучше", и создаются совершенно новые формы, "аутентичность" которых определяется включением в них известных традиционных формальных элементов и декоративных техник.

Умение судить о том, является ли изделие, выполненное в, казалось бы, традиционном стиле, подлинным, зависит от нескольких факторов. Главным из них является знание традиционных стилей дизайна ювелирных изделий, производимых на Индийском субконтиненте. Это сложная задача, учитывая обширность предмета, большое разнообразие региональных типов и огромные размеры физической области, которую необходимо охватить. Заменой личным знаниям является зависимость от опыта и экспертных знаний, приобретенных другими людьми, которые серьезно предприняли попытку стать информированными. В Индии в эту группу людей входят несколько дилеров и на удивление ограниченное число ученых-профессионалов и любителей. На Западе есть несколько дилеров с обширным непосредственным опытом работы в Индии, а также эксперты аукционных домов, музейные работники, исследователи и - да - некоторые писатели на эту тему. Однако, иногда любой из них может быть невинно введен в заблуждение и привести к неправильному суждению.

 

Вероятно, первое замечание, которое следует сделать при оценке подлинности традиционного индийского ювелирного изделия - это его стилистическая корректность в соответствии с заявленным происхождением. Далее, необходимо обратить внимание на его физическое состояние. С опытом становится возможным судить о том, имеет ли предмет нормальную, ожидаемую патину, которая возникает в результате использования и может быть истолкована как признак того, что он был изношен. Однако износ не обязательно является признаком преклонного возраста, особенно в случае сельских украшений, которые постоянно носят и за короткое время они приобретают вид старины. 

Ювелиры, производящие преднамеренные подделки, достаточно искушены, чтобы знать, что патина может быть важным средством убедить покупателя в возрасте украшения. Для достижения этой иллюзии они используют ручные или механические абразивные методы обработки готовой работы и не гнушаются оставлять случайные вмятины, которые обычно также предполагают длительное использование. Иногда их мастерство в патинировании настолько велико, что вводит в заблуждение эксперта. Сложность вынесения такого суждения усугубляется тем, что вполне возможно наткнуться на подлинный, даже старый предмет, на котором нет признаков износа от использования, поскольку после его приобретения он, возможно, был помещен на хранение и по разным причинам никогда не использовался.

При обнаружении подделок в серебре может помочь еще одна подсказка. Предпринимаются грубые попытки создать искусственную патину темного окисления, которая обычно возникает со временем у этого металла, путем любительского использования черного пигмента или даже пасты из сажи. В отличие от настоящего окисления, это легко смывается обычной водой с мылом. Внешний вид драгоценных камней западного образца (правильной огранки), которые никогда не использовались в традиционных украшениях, указывает либо на замену, подделку, либо на недавно изготовленный предмет.

Приемы, используемые в отделке, являются еще одним показателем, но, возможно, непосвященному судить о них сложнее. Например, украшения, первоначально изготовленные с тонкой, очень детализированной отделкой и чеканкой, или с пирсингом, характерны для некоторых южноиндийских ювелирных изделий. В новых работах из этих мест декоративные процессы могут казаться грубыми из-за неспособности соответствовать высокому качеству изготовления, характерному для старых изделий. И наоборот, некоторые объекты могут быть чрезмерно проработаны и слишком точны в исполнении, что нетипично для оригиналов.

Стилизация - это еще одна форма подделки, которая может быть менее заметна человеку, не ориентированному на стилистическую аутентичность. В одном типе разрозненные элементы объединены либо с использованием форм, которые никогда не соответствовали первоначальным концепциям дизайна, либо представляют собой неправильное расположение. Старые элементы могут быть собраны вместе, чтобы создать, по сути, совершенно новый дизайн, предназначенный для использования на части корпуса, отличной от оригинала. Элементы могут быть добавлены к более простой форме, чтобы получить более впечатляющее изделие. К сожалению, сомнительные экспонаты такого типа можно найти в коллекциях некоторых крупных западных музеев, а также в каталогах аукционов. Однако нужно быть осторожным, поскольку неожиданности действительно случаются, и можно совершить ошибку, посчитав объект "неправильным" просто потому, что он незнакомый, тогда как на самом деле он может быть подлинным.

Самые оскорбительные стилизации - это очевидные фрагменты, извлеченные из сложного традиционного орнамента. Они часто намеренно разделены на части, чтобы сделать их более продаваемыми и "носимыми". Здесь следует сказать, что в этой категории именно индийцы виновны в принятии и даже поощрении этой жестокой формы разрушения и обращения, поскольку большинство иностранцев, в отличие от индийцев, не знают, какой была первоначальная форма, и просто принимают то, что видят. В защиту ювелирного каннибализма в Индии часто можно услышать замечание о том, что некоторые из старых, традиционных форм, унаследованных нынешним поколением семьи, нельзя использовать, потому что они слишком велики, тяжелы, громоздки или показушны для современности. Это молчаливое согласие является причиной таких практик, как резкое укорачивание длинного ожерелья и переработка отрезанных частей, иногда оригинально, например, в виде подвесок, которые носят на простой современной цепочке, или в виде серег. Предметы, полученные в результате этой формы жертвоприношения, регулярно появляются в хороших магазинах Индии.

Путь к здравому смыслу лежит через накопление опыта. Это требует интереса и желания учиться, а также острой наблюдательности. В конечном счете, такая концентрация мотивации может привести к тому, что можно описать только как интуитивное чувство суждения, при котором все визуальные подсказки действуют одновременно, передавая сообщение о подлинности, которое затем, при необходимости, может быть подтверждено рационализацией.

Возможно, наивно полагать, что традиционные ювелирные изделия следует сохранять как семейную реликвию, представляющую важный аспект культуры предков, которым человек должен по праву гордиться. Возможно, это моральное обязательство может быть выполнено только музеем; к сожалению, в Индии музеи, как правило, не в состоянии этого сделать из-за нехватки средств или, что еще печальнее, отсутствия интереса. Поэтому здесь следует отметить, что большая часть этих работ по сохранению на самом деле проводится вдали от Индии, где иностранные частные коллекционеры, а также некоторые городские и университетские музеи за последние пятьдесят лет или около того постепенно собрали превосходные коллекции репрезентативных традиционных индийских ювелирных изделий. Эти коллекции, многие предметы из которых представлены в различных Западных музеях, по сути, сохранят эти замечательные произведения для будущего наслаждения и назидания других, включая индийцев.

Большинство коллекционеров благодарны за те работы, которые, несмотря на подавляющий вес негативных сил и требования жизни и коммерции, избежали разрушения и могут быть замечены и оценены всеми.


В ноябре 2010 года прошел с большим успехом цыганский концерт
Традиционные индийские украшения. Часть 1.

Амрита - ансамбль восточного и цыганского танца