Программа занятий по цыганскому танцу – начальный уровень (1 год занятий)
Первый уровень считается начальной ступенью. На первом этапе основной задачей является общее знакомство с цыганской культурой и танцами. Задача педагогов - сплотить группу, установить благоприятную атмосферу для дальнейшего продуктивного обучения.
Большое внимание уделяется адаптации учеников к системе занятий и методике ознакомления с традициями различных направлений танца. Даже на первом этапе существуют высокие требования к культуре общения и поведения.
Большое внимание уже на начальном этапе уделяется актерскому мастерству, правильной эмоциональной подаче в танце. Хорошо для первого танца подходят композиции русска рома, где большая часть текста исполняется на русском языке, что облегчает эмоциональную отработку.
На первом уровне обычно выбирается простая плясовая композиция, исполняемая босиком, т.к. туфли в цыганском танце играют большую роль – отбивают сложные дроби, и танцы в обуви обычно сложны для начинающих. Наибольшее внимание уделяется постановке корпуса, работе рук, подвижности кистей. Во время первых занятий важно научиться владеть кистями, проворачивать их в разных плоскостях, в фазе и противофазе, с большой, заметной амплитудой.
Как только ученики усваивают базовые принципы работы руками, можно переходить к репетициям в цыганских юбках. Большая ширина (2 солнца) и внушительный благодаря оборкам вес делают юбку непростым аксессуаром. Мужчины обучаются использовать в качестве аксессуара шляпу с широкими полями.
Руководители учат понимать музыку, чувствовать ее настроение, а также слышать структуру произведения. На занятиях объясняется, как просчитывать музыку и слышать ритм. Это необходимо для прогрессивного роста исполнительских способностей среди начинающих участниц, так как многие базовые элементы имеют каноническую форму и методику танца. Также на занятиях начального уровня обучения педагогами подробно объясняются принципы исполнения индийского танца: «под ритм», «под мелодию», «под голос».
Вышеперечисленные знания даются в процессе всех занятий начального уровня. Параллельно с ними ведется основная работа по направлению обучения танцу.
Принцип исполнения элементов неординарен и сложен, поскольку несет мышечную и эмоциональную нагрузку, совершенно отличную от других видов хореографии (классический, бальный, народно-сценический танец, все виды современной пластики). Руководители подробно объясняют как технику исполнения, так и мышечные ощущения в процессе ознакомления с каждым элементом. Наряду с этим даются рекомендации, как правильно «наложить» данное движение на музыку, как сочетать его с другими танцевальными па.
Содержание занятий начального уровня
- Развитие амплитуды и подвижности в суставах, позвоночнике, мышцах и других частях тела.
- Постановка корпуса и рук. Умение владеть своей рефлексомоторикой, улучшение координации движений. Изучение основных позиций рук и ног в цыганском танце.
- Освоение базы цыганского танца, работа с юбкой, шаги и проходки.
- Исполнение первой этюдной формы (учебный танец), основанной на изученных элементах.
- Изучение усложненной разминки, основанной на простых движениях, но соединенных в этюдные формы. Задачи этапа:
- Развитие амплитуды исполнения, мышечной памяти, пополнение лексического материала, приобретение навыков танцевальности и выносливости;
- Последовательное увеличение скорости исполнения элементов
- Сложнение базовых элементов посредствам наложения одного на другое или в сочетании с поворотами, проходками в разных направлениях. По окончании этапа разучивается полная хореографическая форма (сценическая форма танца) на базе изученного материала.
- Изучение основ импровизации в игровой форме. Задачи этапа: раскрепостить учащихся, развить образную подачу исполнения танца живота, научить работать на эмоциональном уровне.
Освоение методики импровизации с незнакомой музыкой, развитие индивидуальных способностей каждого из учеников, формирование навыков самостоятельного создания танцев.
Базовые элементы цыганского танца для начального уровня
- Простые провороты кистей в одной фазе
- Провороты кистей в противофазе
- Втречные провороты, восьмерка
- Аналогичные движения кистями с юбкой в руках
- Простая растяжка юбки «бабочка»
- Молдавский шаг в разных направлениях
- Шаг «конёк»
- «Медвежья проходка»
- Батманы
- Шаг с арабеском
- Плечевая тряска простая
- Плечевая тряска в прогибе
Для мужчин:
- Присядка
- «Хлопушки»
- Простые дроби
- Аналогичные женским базовые шаги
- Шаги с оттяжкой
- Работа со шляпой
Кроме непосредственного выполнения элементов танца важная роль уделяется рисунку танца, композиции, а также взаимодействию танцоров друг с другом, часто в игровой форме. На первом году обучения уже вводятся такие простые, но эффектные композиционные приемы, как проход по кругу, повороты в сценке, спиной друг к другу, а также простые линейные перестроения рядов вдоль и поперек.
Программа занятий цыганскими танцами – средний уровень (2 год занятий)
Содержание занятий среднего уровня
В группах среднего уровня обучения занимаются участники, освоившие основную базу движений и элементов цыгаснкого танца. На этом уровне изучается более сложная программа по совершенствованию техники танца и расширению лексической базы. Программа среднего уровня:
- Все ученики переходят на исполнение в сценической обуви. Для женщин народно-характерные туфли, для мужчин – сапоги. Поскольку танцевать в обуви довольно тяжело, заново повторяем все пройденные движения, но уже не босиком.
- Постепенно вводятся простые дробушки. Студенты учатся отбивать каблуками ритм музыки. Начиная с простых ритмов 2/2, постепенно переходим к более сложным.
- Понимание композиции танца дополняется построением сложных форм: круг, восьмерка, двойной разнонаправленный круг, проходка «ручеек», а также умением быстро переходить между разными рисунками танца. Добавляются новые композиционные особенности, такие как различные характерные роли, требующие от исполнителей индивидуальной актерской работы.
- Начинаем использование первых аксессуаров, бубнов либо шалей. На этом этапе отбивка всех ритмов, в том числе бубном, происходит на основной ритм.
Учащиеся среднего уровня уже начинают самостоятельную постановочную работу, многие студенты делают простые сольные танцы, основанные на пройденном за 2 года материале. Такой опыт поощряется руководителями, ведь помимо раскрытия индивидуальных творческих способностей, постановка собственных сольных номеров способствует лучшему усвоению танцевальной лексики цыганского танца.
На втором году обучения начинаются посещения первых внеучебных мероприятий: фестивалей, танцевальных вечеринок, конкурсов. Мы гордимся неизменной продуктивностью наших учеников на этом поприще: ежегодно студенты Амриты занимают призовые места на различных танцевальных мероприятиях, в том числе очень престижных.
Программа занятий цыганскими танцами – продвинутый уровень (3 год занятий)
Содержание занятий продвинутого уровня
На третьем году обучения студентам предоставляется еще больше свободы для индивидуальной работы, практически все обучающиеся ставят сольный танец или дуэт в дополнение к групповому номеру. Постановка и отработка проходят под наблюдением преподавателя, который при необходимости корректирует композицию или отдельные элементы, дает советы по постановке, а также исполнению.
Групповой танец продвинутого уровня – это обычно либо венгерка, либо танец с шалями.
Оба варианта требуют высокой концентрации. Венгерка отличается высоким темпом, шали же - мягкий и в то же время крупный аксессуар, с которым надо обращаться с видимой легкостью, не забывая про основной аксессуар – юбку.
Какой бы из вариантов не был выбран, продолжается изучение новых дробушек, шагов и проходок.
Добавляется элемент отстукивания ритмов «акапелла», на паузу, затихание или же вовсе после окончания музыки. Это требует хорошего внутреннего чувства ритма, которое нарабатывается на групповых занятиях под контролем преподавателя, а также во время индивидуальной домашней работы.
Усложненные композиционные рисунки также требуют тщательной проработки, так как происходят в тесном контакте и в высоком темпе.