Программа занятий по индийскому танцу – начальный уровень (1 год занятий)

21.07.2017

Первый уровень считается начальной ступенью. На первом этапе основной задачей является общее знакомство с миром индийской культуры в целом. Педагог рассказывает детям о стране, вместе слушаем индийскую музыку различных стилей. Также задача педагогов - сплотить группу, установить благоприятную атмосферу для дальнейшего продуктивного обучения.

Большое внимание уделяется адаптации учеников к системе занятий и методике ознакомления с традициями различных направлений восточного танца. Даже на первом этапе существуют высокие требования к культуре общения и поведения.

На занятиях начального уровня в течение всего курса руководители много рассказывают о стилях и направлениях индийского танца, объясняют различия между танцами различных штатов Индии (в основном Раджастан, Гуджарат, Пенджаб, Орисса) знакомят с историей возникновения этого прекрасного древнего вида искусств. Знания такого рода необходимы для успешного обучения танцу, так как одним из составляющих элементов профессионализма является понимание характера исполнения хореографического «текста» и эмоционально верная подача лексики танца.

Следующей задачей программы по индийскому танцу является развитие музыкальных способностей каждого из участника. Музыкальная культура Востока многогранна, музыка имеет сложную структуру, отличную от европейской музыкальной традиции. В освоении ритмов помогают специальные палочки дандии, которыми танцовщицы отстукивают ритм. Работа с этими палочками также является основой для исполнения гуджаратских народных танцев (дандия раас).

Руководители учат понимать музыку, чувствовать ее настроение, а также слышать структуру произведения. На занятиях объясняется, как просчитывать музыку и слышать ритм. Это необходимо для прогрессивного роста исполнительских способностей среди начинающих участниц, так как многие базовые элементы имеют каноническую форму и методику танца. Также на занятиях  начального уровня обучения педагогами подробно объясняются принципы исполнения индийского танца: «под ритм», «под мелодию», «под голос».

Вышеперечисленные знания даются в процессе всех занятий начального уровня. Параллельно с ними ведется основная работа по направлению обучения танцу.

Принцип исполнения элементов неординарен и сложен, поскольку несет мышечную и эмоциональную нагрузку, совершенно отличную от других видов хореографии (классический, бальный, народно-сценический танец, все виды современной пластики). Руководители подробно объясняют как технику исполнения, так и мышечные ощущения в процессе ознакомления с  каждым  элементом. Наряду с этим даются рекомендации, как правильно «наложить» данное движение на музыку, как сочетать его с другими танцевальными па.

Содержание занятий начального уровня

  1. Развитие амплитуды и подвижности в суставах, позвоночнике, мышцах и других частях тела.
  2. Постановка корпуса и рук. Умение владеть своей рефлексомоторикой, улучшение координации движений. Изучение основных позиций рук и ног в индийском танце.
  3. Освоение базы индийского танца, а именно: первая группа базовых движений из классического индийского танца (простые «адаву»), характер исполнения каждого из них, способы и варианты их исполнения; умение сочетать основные движения между собой, создавать из них гармоничные хореографические комбинации, предложения, этюды. Освоение пространства и времени с помощью базовых движений (в передвижении и в различных темпах). Изучение смысла и значений каждого адаву, хаст.
  4. Исполнение первой этюдной формы (учебный танец), основанной на изученных элементах.
  5. Изучение усложненной разминки, основанной на простых движениях, но соединенных в этюдные формы. Задачи этапа:
    1. развитие амплитуды исполнения, мышечной памяти, пополнение лексического материала, приобретение навыков танцевальности и выносливости;
    2. последовательное увеличение скорости исполнения элементов
    3. усложнение базовых элементов посредствам наложения одного на другое или в сочетании с поворотами, проходками в разных направлениях. По окончании этапа разучивается полная хореографическая форма (сценическая форма танца) на базе изученного материала.
  6. Освоение основ классического танца, работа у станка. Плие, полуплие, прыжки, повороты, туры.
  7. Изучение основ импровизации в игровой форме. Задачи этапа: раскрепостить учащихся, развить образную подачу исполнения танца живота, научить работать на эмоциональном уровне.

Освоение методики импровизации с незнакомой музыкой, развитие индивидуальных способностей каждого из учеников, формирование навыков самостоятельного создания танцев.

Базовые элементы индийского танца для начального уровня

  1. Приступка простая, на месте
  2. Приступка с движением бедра
  3. Приступка простая в каждом направлении
  4. Приступка с движением бедра в каждом направлении
  5. Соскоки Отдельная работа руками: лямхи на правую руку
  6. Отдельная работа руками: лямхи на левую руку
  7. Лямхи на обе руки одновременно
  8. Наложение движений ног и рук: проходка по сторонам с движением рук «лямхи»
  9. Работа руками: комбинация «алапалава-хансасья»
  10. Совмещение соскоков и комбинации «алапалава-хансасья»
  11. Прыжки одинарные по сторонам с продвижением
  12. Наложение  движений рук на прыжки
  13. Тройные прыжки по сторонам с продвижением
  14. Наложение движений рук на прыжки по сторонам с продвижением
  15. Повороты  на месте
  16. Туры поворотов
  17. Повороты на месте и туры с подкдючением рук
  18. Фронтальные отскоки
  19. Отскоки в бок в разные строны
  20. Фронтальные отскоки с подключением рук
  21. Отскоки в стороны с подключением рук
  22. Изучение новых хаст: патака, трапатака, ардхачандра, корака, арала, анкура
  23. Комбинации хаст, переход между ними
  24. Наложение каждого вида хаст на изученные ранее шаги и проходки
  25. Изучение хаст: тришула, чатура, картаримукха, шикхара, мушти, ахитунда
  26. Наложение новых хаст на изученные ранее движения, комбинации с пройденными хастами
  27. Работа дандиями для изучения ритма и особенностей гуджаратского танца
  28. Изучения элементов классичекого индийского танца (схема с выкатом вперед на пятку и простым степом)
  29. Подключение рук к простому степу
  30. Абхинайа, актерское мастерство, изучение смысла песни

По окончании начального уровня обучения группа совместно с руководителем готовит отчетный танец для ежегодного отчетного концерта.

Схема танца первого года занятий (2 минуты)

  1. Простая приступка с продвижением вправо, руки описывают круг, кисти в алапалаве (4 такта)
  2. Кисти комбинируют хансасью и алапалаву, голова в позиции «сама» (3 такта)Продвижение вперед с одинарными прыжками по сторонам с наложением движений рук (4 такта)
  3. Отход назад с простой приступкой и движением правой рукой «лямхи» (4 такта)
  4. Продвижение вперед с одинарными прыжками по сторонам с наложением движений рук (4 такта)
  5. Отход назад с простой приступкой и движением левой рукой «лямхи» (4 такта)
  6. Кисти в трипатаке, отбивка ногами ритма музыки (4 такта)
    Припев:
  7. Руки в ахитунде, шаги вперед-назад (2 такта)
  8. Распрыжка, руки открывааются в алапалаве (1 такт)
  9. Повторение в другую сторону
  10. Проход по кругу с комбинацией руками «хансасья-алапалава» и приступкой с бедром
  11. Смена рисунка танца: сбегание в круг и из круга, перемена позиций на повороте
  12. Фронтальная распрыжка с подключением рук (8 тактов)
  13. Прыжки с балансом на одной ноге и заносом рук по полукругу (4)
  14. Повтор припева
  15. Выкат на пятки, простой степ с поворотом налево и направо (2)
  16. Отскоки боковые влево и вправо
  17. Соскоки с комбинацией «хансасья-алапалава»
  18. Повтор припева
  19. Выкат на пятку, руки в патаках, повторот
  20. Поклон (пранам)

Программа занятий индийскими танцами для детей второго и третьего года обучения
Программа по индийским танцам для детей Центра восточного танца «АМРИТА»

Амрита - ансамбль восточного и цыганского танца