Религиозные штампы для тела

22.08.2017

Отметки на теле испокон веков имели в Индии большое социальное и сакральное значение. Основная цель отметок на теле – это подтверждение и визуальное доказательство принадлежности носящего их к определенной религиозной группе. Они указывают на принадлежность к Шиваитам, Вайшнавитам и другим религиозным ветвям индуизма. Считается, что отметки наделяют частью Божественной силы их обладателя. Отметки наносились шрифтом, соответствующим определенной религиозной направленности. Важнейшим деревом, используемым при нанесении штампов на лоб, является белое сандаловое дерево, которое также применяется и для изготовления штампов для тела.

Штампы наносятся на тело посвященным после ежедневного очищающего утреннего омовения. Затем в процессе приготовления пасты Вайшнавиты растирают кусочки белого сандалового дерева в каменной ступе. Шиваисты делают то же самое, но используют красное сандаловое дерево или шарики рударакши (фрукта Elaeocarpus ganitrus).

Основными Вайшнавитскими символами штампов для тела являются различное оружие и символы Богов: лотос, коническая раковина, вращающийся диск, солнце, а также имена Богов. Отпечатки ног (падака) также используются в разных религиозных течениях. В зависимости от направления «божественные следы» (charanapadaka) могут быть следующими: следы Вишну (Vishnupadaka), Кришны (Krishnapadaka), Шринатхджи (Shrinathjipadaka). В случае невозможности нанесения по разным причинам всех необходимых меток можно ограничиться одной, содержащей композицию всех необходимых (мудры).

Традиционные штампы для тела производились в различных местах северной и южной Индии. Одним из способов определения места происхождения штампа является язык надписи, если таковая имеется.

Одним из центров производства штампов был район Надиа Новодвип (западная Бенгалия), другой располагался в Ориссе. Сегодня отдельные штампы или их наборы паломники могут купить на базарах вблизи храмов.

Клеймо

Большинство меток можно отнести ко временным татуировкам. В некоторых местах на юге Индии, тем не менее, латунные штампы перед употреблением нагревают, и затем при нанесении на коже образуется клеймо. Среди каст и племен Южной Индии это является частью обряда посвящения.

Проводится такой обряд один раз в жизни при посещении главы касты. Обычно это практикуется кастами и группами, последователями Вишну. После ритуального омовения на правое плечо наносят символ Вишну в виде колеса (чакра), а на левое плечо коническую раковину (chank). Штамп нагревается достаточно, чтобы оставить на коже темную отметку навсегда (для взрослых мужчин). Для женщин, молодых людей и детей штамп нагревают меньше, так, что он оставляет легкую отметку, которая со временем исчезает. Церемония посвящения, проводимая Брахманами, служит для освобождения человека от всех предыдущих обязательств.

Религиозные штампы для тела


Мехенди (праздничные временные татуировки)
Варианты индийских ритуальных отметок, наносимых на лоб

Амрита - ансамбль восточного и цыганского танца