Индия, как никакая другая страна на нашей планете, по праву может похвастаться неразрывным наследием ювелирного дизайна, которое насчитывает по меньшей мере пять тысяч лет и уходит корнями в глубокую древность. Её жители вложили безграничную энергию и творческий потенциал в изобретение украшений, прославляющих человеческое тело, и в разработку возможностей для их использования. Украшая видимое, материальное тело, они также стремятся удовлетворить всеобщее стремление к украшению его неосязаемого двойника - человеческого духа.
Индийские ювелирные изделия представляют собой обширный и сложный ассортимент чудес. Традиционные орнаменты, обладающие ярко выраженной культурной самобытностью, играют значительную и увлекательную роль в характеристике индийской цивилизации.
На протяжении всех своих неучтенных исторических эпох огромный Индийский субконтинент всегда был разделен на множество династических королевств и племенных территорий, обычно сгруппированных на северные и южные. Эти разделения, в свою очередь, были раздроблены на еще более мелкие княжества, политическая история которых взаимодействовала с их соседями или которым угрожали с их стороны. Ни один доминион никогда не добивался политической или культурной гегемонии на всем субконтиненте, что могло бы привести к более широкому культурному единообразию, хотя династия Великих Моголов северной Индии была ближе всего к этому достижению.
Сохранившиеся образцы ювелирных изделий прошлого, происхождение которых можно однозначно определить, были скудными вплоть до восемнадцатого века. Для получения доказательств до этого мы должны почти полностью полагаться на вторичные источники, такие как скульптура, живопись и литература. Хотя эти медиумы заранее снабдили нас интересной информацией, они на шаг удалены от реальных объектов, в результате чего большая часть картины развития остается неясной.
Было бы трудно найти страну, имеющую в своем распоряжении более богатое природное разнообразие, чем Индия. Её разнообразные климатические зоны, от тропических до умеренных и холодных, обеспечивают изобилие растительных, минеральных и животных ресурсов, которые с самых ранних доисторических времен издавна использовались для украшения тела. Когда первые оседлые племенные общества, придерживавшиеся примитивных религиозных верований, таких как анимизм, сформировали рудиментарные социальные системы в протоисторической Индии каменного века, их технология не включала металлы, но использовала природные материалы, из которых создавались украшения, соответствующие их врожденному характеру.
Формально структурированные социальные и религиозные системы развивались одновременно с ростом урбанизации уже в 2000 году до н.э. По мере развития социальной иерархии ювелирные изделия, изготовленные в определенных формах, особенно из высоко ценимых металлов, стали средством дифференциации социального статуса людей. Новая технология обработки металлов в бронзовом веке, которая включала использование золота, привела к большей степени специализации и взаимозависимости среди мастеров, что в конечном итоге привело к получению более изысканного изделия.
Консолидация политической власти в городских обществах способствовала наступлению имперской эры, в течение которой государства, располагавшие значительными военными силами, направляли свою энергию на завоевание и господство в районах, обладающих желаемыми ресурсами. Лидеры-завоеватели концентрировали богатство, которое они приобретали, в виде драгоценных материалов. Их способность контролировать эти ресурсы и дорогостоящие материалы символизировала их власть над жителями завоеванных территорий, а драгоценные металлы и камни, из которых изготавливались предметы роскоши, зримо выражали эту власть. Под покровительством нового правящего класса, такого как Моголы XIII-XIX веков, ремесленники (которые по сути были рабами) развили виртуозные технические навыки, и их работа во всех областях достигла беспрецедентно высокого уровня достижений.
Из-за относительной физической изоляции некоторых своих племенных народов, Индия сегодня представляет собой этнографический музей без стен, охватывающий все уровни культурного развития. Наиболее элементарно примитивная культура коренных племен, все еще живущих в отдаленных анклавах, сосуществует с достижениями высокоразвитой городской цивилизации, которая сегодня представляет собой индуистское общество. Выживание племенных культур, таких как культура нагов, предоставляет уникальную возможность проследить общую эволюцию личных украшений до наших дней в этом великом живом культурном комплексе.
Индийский традиционный орнамент редко бывает просто декоративным и лишенным присущего ему смысла или символической ценности. Способность создавать и использовать символы - это уникальная человеческая черта. Символы, встречающиеся в традиционных индийских украшениях, действуют как метафорический язык, передаваемый от владельца к зрителю. Пожалуй, наиболее широко символы в индийских украшениях используются сельскими жителями индийского общества, которые составляют около 70 процентов от общей численности населения, в настоящее время стремительно приближающегося к миллиарду. (Этот факт часто становится неожиданностью для тех, кто видел толпы людей во многих крупных городах.)
Высокоразвитая семиотическая символика традиционных индийских украшений может быть связана либо с народной магией, либо с теологической метафизикой, и то, и другое связано с общими концепциями, заботами, стремлениями и страхами, разделяемыми всем населением. Например, вдохновленный космологией круг, отсылающий к солнцу, луне и гармоничному космосу, отражает циклический характер движения во Вселенной. Разделенный, он также включает в себя циклический дуализм чередования света и тьмы, который определяет границы времени.
Квадрат часто используется для обозначения направления в пространстве, а треугольник - центральной космической мировой горы, ориентирующей человека по отношению ко Вселенной. Природные формы растений, минералов и животных символически используются в ювелирном дизайне. Семя символизирует потенциальный рост; аммонит - аниконическое божество; а коготь тигра - храбрость. Самые ранние ювелирные изделия функционировали как амулеты, которые работали потому, что включали в себя общепринятые символические формы, которые, как считалось, обеспечивали защиту владельца.
Украшения с символикой плодородия, такие как плодовитая рыба, предназначены для того, чтобы способствовать размножению и, тем самым, обеспечивать возрождение и преемственность клана и расы, что имеет первостепенное значение. Из этого бесконечного запаса символически значимых форм и образов, одни очевидные, другие едва уловимые, третьи, значение которых забыто, создаются традиционные ювелирные изделия.
Религия, всепроникающий элемент индийской культуры, практикуется там во всех возможных проявлениях, от примитивного анимизма до высоко организованных религиозных систем, включая индуизм, джайнизм, буддизм и мусульманство, не говоря уже о тех, у которых наиболее многочисленные приверженцы. Религия остается основным мотивом для ношения украшений, будь то простой амулет, используемый бедными и необразованными людьми для умилостивления анимистического духа, или искусно выполненная корона из драгоценных металлов, усыпанная драгоценными камнями в честь индуистского божества.
Брак и религия неразделимы в индийской культуре и вместе являются еще одной важной мотивацией для использования традиционных украшений. По обычаю, почти каждой невесте предоставляется приданое, состав и стоимость которого зависят от экономических обстоятельств и предварительно согласовываются заинтересованными семьями. Во многих сообществах требования настолько точны, что определяют обязательные украшения - обычай, который увековечивает определенные традиционные формы ювелирных изделий.
В отличие от Запада, где обручальное кольцо является универсальным символом, в Индии брачные украшения обычно носят на носу или шее и принимают различные формы в зависимости от региона. Другие украшения, размещенные на разных частях тела, также могут иметь отношение к браку. Все они указывают на религиозный, социальный и экономический статус, групповую принадлежность и географическое происхождение владельца.
В Индии все части тела - голова, туловище, конечности, а также промежуточные и придаточные части - неизменно использовались для ношения украшений, часто оригинальными способами.
Многие из украшений принадлежат к тому, что можно было бы назвать "традицией сельского орнамента", в которой по экономическим соображениям используются в основном неблагородные металлы и серебро. Благодаря активному образу жизни людей, которые его носят, и обычаю, по соображениям безопасности, постоянно носить его на теле, конструкция и отделка являются прочными и выражают концепцию соответствия дизайна и отделки материалу и использованию.
Когда понимаешь, что все эти предметы были изготовлены вручную с использованием элементарных инструментов, невольно поражаешься изобретательности и мастерству традиционного ювелира, который, как правило, остается анонимным. В Индии никогда не применялась универсальная система маркировки, подобная той, что используется в других странах для идентификации производителя и места происхождения изделий из драгоценных металлов. Лишь в очень редких случаях, по сравнению с величиной объема, в документах упоминаются имена ювелиров или гранильщиков или на ювелирных изделиях обнаруживаются какие-либо опознавательные знаки, позволяющие узнать их изготовителя.
Частично анонимность ювелира можно объяснить индуистской кастовой системой, в которой ювелир, что удивительно, занимал относительно низкое положение. Несмотря на то, что его работы широко использовались всеми высшими кастами, а также религиозным сообществом, даже мастера-ювелиры считались недостойными личного признания в том, что касается записей. Другим фактором была, долгое время доминировавшая индуистская философия, разрушающаяся сегодня, согласно которой профессия человека предопределена с рождения.
Работа человека - это его судьба и этическая дхарма, или моральный и религиозный временный долг, факт, которому человек добровольно подчиняется. Созданные в рамках социального порядка, в котором доминировали жрецы, творения ювелиров создавались во славу Божественного. Любое желание выразить личное эго через свою работу было чуждой концепцией. Цель состояла просто в том, чтобы выполнять свою работу в меру своих способностей и удовлетворять потребности сообщества земных клиентов и небесных божеств.
Этому состоянию анонимности способствовала организация связанных, взаимозависимых профессий в рамках профессии - концепция, которая, как и везде, возникла в средневековых индийских гильдиях. Создание одного украшения может потребовать совместных усилий дизайнера, ювелира или серебренника, гравера, эмальера, полировщика, гранильщика и камнереза - все это сугубо индивидуальные занятия, требующие длительного обучения специальным навыкам. Кто из них заслужил похвалу за создание этого украшения - спорный вопрос.
Однако технология действительно обеспечивает связь с сознанием анонимного создателя. Понимая основные системы, с помощью которых создается объект, мы можем реконструировать мышление изготовителя в процессе творчества.
В процессе эволюции ювелирной технологии в Индии появились процессы декорирования металла, которые практиковались по всей стране, в одном районе или только определенным кланом или семьей. Даже в тех случаях, когда подобные техники, возможно, применялись за пределами Индии, результат, интерпретируемый индийским творческим менталитетом, сохраняет безошибочную индийскую самобытность и вносит свой вклад в богатый арсенал индийских ювелиров.
Мастерские ювелирных традиций Великих Моголов, уникальный стиль которых породил множество связанных с ними работ, которые появились по всему Индийскому субконтиненту бок о бок с местными традициями. В отличие от самих Великих Моголов, концепция ювелирных украшений Великих Моголов проникла далеко на юг, на независимую территорию Дравидов. Для многих за пределами Индии стиль Великих Моголов в украшениях представляет собой квинтэссенцию образа индийских ювелирных изделий. Другая - южноиндийская ювелирная традиция, дравидийский стиль, до сих пор не получивший широкого признания.
К сожалению, из-за высокой внутренней ценности используемых драгоценных металлов и камней большая часть ювелирных изделий этого класса в Индии переплавляется для изготовления новых изделий - процесс, который соответствует индуистской концепции вечного цикла творения, сохранения и разрушения, через который проходит все сущее. Однако с восемнадцатого по девятнадцатый век сохранилось достаточно примеров, чтобы дать представление о том, какими, должно быть, были эти пропавшие шедевры во всех стилях.
Драгоценные камни представляют собой захватывающий аспект индийских ювелирных изделий. С незапамятных времен Индия славилась своими месторождениями алмазов. До 1729 года, когда в Бразилии были обнаружены алмазы, Индия была единственным в мире источником этого великолепного драгоценного камня. Ювелиры в Индии также имели доступ к другим четырем из "пяти великих драгоценных камней: рубинам, сапфирам, изумрудам и жемчугу.
Традиционные индийские украшения стали признанными символами этнического единства и самобытности, вот почему в Индии из поколения в поколение все женщины в сельской общине стремятся иметь одни и те же традиционные предметы. В такой стране, как Индия, где географическое происхождение и каста человека часто вызывают большое любопытство, традиционные символические украшения часто помогают просветить человека.
Украшения как средство усиления эротики широко представлены в индийском искусстве, где роль женщины как продолжательницы рода гораздо менее прославлена, чем ее функция как объекта для стимулирования и удовлетворения эротических чувств мужчины. В индуистской храмовой скульптуре, которая была спроектирована и создана мужчинами, светские женщины изображены на пике своей зрелости, занимающимися различными видами личного женского туалета, например, с явным одобрением смотрящимися в зеркало, украшая себя гирляндами и драгоценностями.
В более поздних Могольской, Раджпутской, Кангрской и других школах миниатюрной живописи, а также в художественных произведениях других жанров популярными сюжетами были прекрасные женщины, которых готовили служанки, которые купали, надушивали и украшали драгоценностями в ожидании визита небесного или земного возлюбленного. Готовые принять его, некоторые томно стоят в цветущей долине. Наконец он прибывает, и пара изображается занятыми приятными действиями, некоторые в обнаженном виде, но никогда без своих украшений. Менее удачлива женщина, которая после долгого ожидания наконец понимает, что ее возлюбленный не материализуется, и в раздражении и разочаровании бросает свои ставшие бесполезными украшения на землю.
Ювелирные изделия - это часть иконографии физической привлекательности. Украшения, которые носят мужчины, символизируют власть и богатство, а также сопутствующую им привлекательность. Женщины в индийском искусстве и в жизни стремятся к украшениям как к форме преданности мужчинам, причем с пылом, сравнимым с религиозными убеждениями. Только когда они больше не могут выполнять эту роль, например, во вдовстве или в преклонном возрасте, женщины по обычаю отказываются от украшений.
Давно признано, что ни одна культура не существует в вакууме. Таким образом, это организованное путешествие по ювелирному миру Индии завершается рассмотрением межкультурного обмена между индийскими ювелирными концепциями и западными, процесса, который продолжается и сегодня. Легендарные махараджи, обладавшие впечатляющими коллекциями традиционных ювелирных изделий своих предков, были хорошо осведомлены о высоком уровне дизайна и технического мастерства, который могли предложить им западные ювелиры. В девятнадцатом и начале двадцатого веков они заказывали великим ювелирам Европы сложные украшения для себя. В то же время ювелиры западного мира воспользовались творческими концепциями дизайна индийских ювелирных изделий и изобрели синтетический индо-западный стиль, переняв несколько его характерных элементов. Как только они вошли в лексикон западных дизайнерских ресурсов, их индийское происхождение часто не признавалось или упускалось из виду.