Варианты индийских ритуальных отметок, наносимых на лоб

17.08.2017

В Индии на протяжении многих лет для нанесения меток на лоб и тело использовались различные виды пепла, земли, пудры и пигмента. Эти метки имеют особо важное значение для ортодоксальных индуистов, поскольку позволяют информировать окружающих к какой религиозной секте или касте  принадлежит их обладатель. Особенно это актуально в Южной Индии, где эти знаки наносят по возможности ежедневно. Эти религиозные символы особенно важны для Брахманов, которые являются высшей кастой в Индуистской иерархии, поскольку они не могут осуществлять  свои ежедневные молитвы и службы (Пуджа) без нанесения символов. Ни один человек не приблизится к Брахману, чтобы получить благословение пока тот не нанесет на лоб специальный знак (чхаппа).

Вайшнавиты, а также последователи Вишну используют в основном вертикальные линии. В некоторых случаях наносится всего одна вертикальная линия на лбу между глаз, но более распространен узор из двух параллельных вертикальных линий с черной точкой или незамкнутым кругом между линиями или под ними. Черная точка (пурма) означает бренность бытия и служит напоминанием человеку о его ничтожной сущности и краткости жизни. Незамкнутый круг символизирует вселенную, не имеющую начала и конца.

Шиваиты (последователи Шивы) в основном используют горизонтальные линии, а также отметки в виде полукруга, разомкнутого сверху. Наиболее традиционными являются три горизонтальные или полукруглые линии (как незаконченные, так и сомкнутые в виде круга). Шиваисты наносят красную точку между или под линиями в зависимости от особенностей религиозного течения. Другие символы Шивы включают в себя треугольник, полумесяц с точкой и трезубец как символ власти Шивы над небом, землей и адом. Женщины-последовательницы Шивы наносят желтую точку шафраном или желтым пигментом в виде пудры.

Красная точка (бинди) не несет религиозного смысла и наносится женщинами на лоб в качестве украшения. В некоторых местах бинди наносят только замужние женщины.

Материал для нанесения религиозных символов готовят из пепла овощей или минеральных веществ. Брахманы используют пепел коровьего навоза, сожженного в ритуальном костре в честь Шивы. Также необходимые ингредиенты можно купит на базаре.  Брахманы смешивают пепел жертвенного костра Агнихотра с коровьим молоком и водой, скатывают в шарики и хранят в таком виде.  При необходимости их растирают с водой и готовят пасту для нанесения на тело. Эта же паста готовится и используется  для чистки металлических ритуальных предметов, чтобы придать им так называемую  священную чистоту. Используется также глина, содержащая магнезию, и чистая белая глина – каолин, особенно из Дварки (Гуджарат). Считается, что белая глина была взята со дна водоема, в котором пастушки Гопи утопились после известия о смерти Кришны. Желтая охра, привезенная из Харидвара, символизирует реку Ганг, а красная охра получается путем нагревания желтой охры. Оба эти цвета широко используются

Красный пигмент часто используется как часть метки, нанесенной на лоб. Раньше для этой цели использовалась красная охра, а сейчас  ее заменили синтетическим пигментом, доступном на любом индийском базаре.

Варианты индийских ритуальных отметок, наносимых на лоб

 


Религиозные штампы для тела
Программа занятий по цыганскому танцу – начальный, средний и продвинутый уровни (1,2,3 год занятий)

Амрита - ансамбль восточного и цыганского танца